Возвратят ли туроператоры деньги за путевки, которые отменили, в связи с коронавирусом?
07.04.202011 марта Всемирная Организация Здравоохранения объявила пандемию коронавируса COVID-19 (до этого ВОЗ называл это просто эпидемия). В Украине – карантин и закрытые границы. Большинство авиакомпаний в мире в ускоренном порядке возвращали туристов, которые отдыхали за рубежом или перенесли вылеты, даты которых совпали с периодом карантина.
Украина просто взяла и перестала разрешать авиакомпаниям возвращать своих пассажиров в Украину. Ну я понимаю запрет на въезд иностранцев этими рейсами… Но зачем же своих граждан запрещать возвращать? Просто создали условия, чтобы авиакомпании сами не смогли вернуть украинцев. Чтобы ограбить в очередной раз украинцев, заставить их платить завышенные в разы цены, за придуманные рейсы «эвакуации»? Много заработали, новые Свинарчуки?
Какой эвакуации? Это скорее похоже на взятие в заложники граждан, которым планировалась участь запертых в ТВ-шоу «Санжары-2». Кроме того, прямое нарушение 33 статьи Конституции Украины, гарантирующее право гражданам вернуться в Украину в любое время, а отменив самолеты, на которые у людей были свои уже ранее купленные билеты – вы создали им прямые препятствия для осуществления своего Конституционного права.
Ну да ладно, что было – то было. Ничто в этой жизни не проходит бесследно. И за все эти махинации явно в итоге кто-то ответит.
И все-таки как быть с туристами? После всех этих карантинов желание и возможность куда-то ехать у многих исчезла.
Статья 20 Закона Украины «Про туризм» определены случаи, когда при неисполнении или недобросовестного выполнения туристического договора туроператор несет ответственность. Вот эти случаи:
- Невыполнение или недобросовестное исполнение условий договора произошло по вине туриста
- Невыполнение или недобросовестное исполнение условий договора произошло по вине третьих лиц, несвязанных с предоставлением услуг, указанных в этом договоре, и ни одна из сторон не знала и не могла знать про ее наступление заранее
- Невыполнение или недобросовестное исполнение условий договора произошло как следствие наступления обстоятельств форс-мажора, или является результатом событий, которые туроператор (турагент) и другие субъекты туристической деятельности, что предоставляют услуги, включенные в туристический договор, не могли предусмотреть
Кто несет ответственность за отмененные турпоездки: турагент или оператор?
Ответственность по договору между туроператором и турагентом определяется из общих положений про агентский договор, если иное не предусмотрено договором, заключенным между ними, а так же Закона Украины «Про туризм». Согласно ч.1 ст.295 Хозяйственного Кодекса Украины, турагент в этом случае выполняет роль посредника, который действует от имени, в интересах, под контролем за счет туроператора.
Поэтому, если туристу не предоставлена услуга, отвечать за это должен именно туроператор. Турагент в этом случае ответственности не несет. Да, вы можете требовать компенсацию, но вероятность возврата средств крайне мала.
Страховые, конечно, могли бы компенсировать затраты граждан за задержки рейсов (не затраты на весь тур), но далеко не все туристы или туроператоры делают подобного рода туристические страховые полисы себе и своим клиентам от нормальных СК. А сейчас это очень бы пригодилось людям. Есть страховые тарифы, при которых страхуется и багаж на случай утери. И стоят совсем не в разы дороже. Ну это уже не изменить, время прошло. Разве что на будущее учесть.
Государство, в лице органов власти, не объявляло никаких предупреждений про опасность поездок в те или иные страны. Власть не выносила предупреждения, не ограничивала лицензии, не проводила работу с туроператорами, хотя явно владела информацией про ситуацию в мире. Спокойно разрешала туристические рейсы авиакомпаниям и даже еще после 13 марта 2020. Истерика, которая случилась потом – выглядела мягко сказать глупо.
Для туроператоров ситуацию, которая сложилась по причине введении карантина и запрета на авиасообщения, можно рассматривать как обстоятельства форс-мажора. Если возврат средств из-за непредвиденных обстоятельств указан в договоре с туроператором – деньги вам возвратят, в противном случае – нет.
Конечно туроператоры могли бы постараться урегулировать вопросы компенсации, договориться с отелями о переносе дат или возврате средств, если в случаях, где это возможно (зачастую бронь отеля возможно отменить, как и аренды заказанных чартеров), тем более на уровне крупных туроператоров. Им же все равно работать вместе далее, могли бы и договориться. Но вот новая проблема, в Украине карантин, и под запрет для деятельности попадают туристические компании. Ну и кто же будет договариваться тогда? Опять снимут какое-то истерическое шоу на ТВ?
В случае отмены тура из-за обстоятельств непреодолимой силы - выплата компенсации не осуществляется. Введение карантина и запрет на авиасообщения из-за распространения эпидемии коронавируса является обстоятельством форс-мажора. Конечно, можно подавать в суд, но правильно ли это и на кого? А шансов выиграть очень мало.
Если страна, в которую вы купили тур, не входит в список стран, которые находятся на карантине, средства возвращает туроператор со штрафными санкциями (20-100%) от стоимости поездки. Как правило большинство клиентоориентированных туристических компаний, предлагают своим клиентам дождаться нормализации ситуации и воспользоваться возможностью перепланировать свой отдых, перенести тур на другое время. Поэтому, когда такие предложения будут – лучше воспользоваться ими чтобы не потерять деньги за тур.