Статья 325 УК Украины и коронавирус COVID-19
07.04.2020В связи с принятием 17.03.2020 Верховной Радой Закона «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України, спрямованих на запобігання виникненню і поширенню коронавірусної хвороби (COVID-19)» имеет смысл разобрать детально криворукость ПТУ-шных «избранников народа».
Повышена ответственность за нарушения санитарного законодательства, и речь идет именно про ответственность обычных граждан.
Статья 44-3 Про нарушение правил ссылается на нарушение норм Закона Украины «Про захист населення від інфекційних хвороб», других актов, внимание, именно Законодательства и решений органов местного самоуправления про борьбу с инфекционными заболеваниями. Ответственность, в виде штрафов для граждан, предусмотрена 17-34 тыс. грн., а для должностных лиц 34-170 тыс. грн.
Как бы все понятно, но еще раз, обращаю внимание, именно акты законодательства, а не всякие Постановления Кабмина. Штрафы хотите на основании Постановлений? Ну это отдельная тема. Вопрос сейчас именно про криминальную ответственность по статье 325 УК.
Криминальная ответственность за распространение коронавируса COVID-19
А она изменилась. И, если ранее ч1 ст. 325 - санкции предусматривали штраф до 1700 грн., или арест до 6 месяцев, или ограничение свободы до 3-х лет, то теперь, в новой редакции, штраф от 17 до 51 тысячи грн., или арест до 6 месяцев, или ограничение свободы до 3-х лет, или лишение свободы до 3-х лет.
Соответственно, преступление переквалифицировано в средней тяжести.
Согласно ч.1 статьи 2 УК Украины, основанием для криминальной ответственности является совершение гражданином общественно-опасного действия, которое предусматривает этот Кодекс.
Состав преступления – это совокупность объективных и субъективных признаков, которые позволяют квалифицировать общественно-опасное действие как конкретное преступление. Его обязательными элементами должен быть объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Итак, субъект преступления. Он должен быть специальный. Т.е., только лица, в служебные или профессиональные обязанности которых входит исполнение правил, установленных с целью предотвращения эпидемий и других инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и борьбе с ними (работники органов государственной власти, органов местного самоуправления, служебные лица предприятий, организаций). Анализ судебной практики за последние годы дает возможность сделать вывод, что субъект именно специальный!
Глава Комитета ВР по вопросам здоровья нации Михаил Радуцкий в своем брифинге заявил, что норму статьи 325 УК будут инкриминировать в ближайшие 3 месяца ко всем, т.е. субъект должен быть общим. В то же время относиться такое однобокое применение должно исключительно к коронавирусу. Но в принятом ВР законе 17.03.2010 нигде на это нет ни малейшего указания. Есть просто редакция нормы Закона. Интересно, как г-н Радуцкий считает, с точки зрения юридической техники, такое применение возможным?
А вот в отношении специальных субъектов применение 325 УК вполне разумно и правильно (перечень их выше), например, в отношении представителей органов государственной власти (из того же списка). И пусть задумаются прежде, чем выполнять какие-либо незаконные действия, а не совершают ли при этом сами уголовное преступление по коронавирусу, за что будут привлечены к уголовной ответственности…